Ребенок-чтец Я недавно смотрел старый фильм о войне И не знаю, кого мне спросить: – Почему нашим людям и нашей стране Столько горя пришлось пережить?
Почему сыновья не вернулись домой, Столько жен потеряли мужей? Отчего красны девицы ранней весной Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов, Эту память вовек не убить, Лебеда – их еда, и землянка – их кров. А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне, Чтобы не было войн и смертей, Чтобы мамам страны не пришлось хоронить Вечно юных своих сыновей.
1-й ведущий Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…
2-й ведущий Конечно, историки могут подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка из Бреста в первый день войны или десятилетний мальчик из блокадного Ленинграда.
Ребенок-чтец Его я узнал не из книжки Жестокое слово – война! Прожекторов яростной вспышкой К нам в детство ворвалась она, Смертельными тоннами стали, Сиреной тревоги ночной, В те дни мы в войну не играли, Мы просто дышали войной.
1-й ведущий Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.
Ребенок-чтец Майор привез мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста. Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надежней места Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, Прижав к груди заснувшую игрушку, Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России. Проснувшись, он махал войскам рукой... Ты говоришь, что есть еще другие, Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами, Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, где отнят у мальчишки он. К. Симонов
2-й ведущий Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что поняли, увидели, запомнили дети военной поры? – Многое. Об этом смогут рассказать они сами.
Мальчик-рассказчик Мой папа был военным врачом. Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. Мне было девять с половиной лет. На моих глазах погибли родные, а я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии…
Мальчик-рассказчик В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпиталь. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.
1-й ребенок-чтец Мы – маленькие очевидцы, Последние из могикан, Нам до сих пор тревога снится, И до сих пор отбой не дан.
2-й ребенок-чтец Из теплой, полной снов постели, Из комнат, где цветы цвели, В бомбоубежища и щели Мы ночью с бабушками шли.
3-й ребенок чтец Мы слез тогда уже не лили, Мы знали вкус полынь-травы. И с вами всю беду делили, Как с нами хлеб делили вы.
4-й ребенок чтец Но что же, мы, зато, узнали, Что значит выжить в трудный год, Что значит – Родина за нами И что такое наш народ.
1-й ведущий 900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. "Ленинградские дети"... До какого-то момента они были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики), убегали на фронт, ведь передовая была совсем рядом. А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать.
Ребенок-чтец Всё ярче звезды, небо голубей, Но отчего-то вдруг сжимает сердце, Когда мы вспоминаем всех детей, Которых та война лишила детства. Их защитить от смерти не смогли Ни сила, ни любовь, ни состраданье. Они остались в огненной дали, Чтоб мы сегодня их не забывали. И память эта прорастает в нас, И никуда нам от нее не деться. Что, если вдруг опять придет война, Вернется к нам расстрелянное детство...
Девочка-рассказчица Я родилась в Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 сантиметров. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, что это – ночь (даже если был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки... А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…
2-й ведущий "Ленинградские дети"… Когда звучали эти слова на Урале и за Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в Алма-Ате и во Фрунзе – у человека сжималось сердце. Всем война принесла горе, но больше всех – детям. На них обрушилось столько, что каждый хотел хоть часть этого кошмара снять с детских плеч. "Ленинградцы" – это звучало как пароль. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны.
1-й ведущий Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.
Ребенок-чтец (это стихотворение можно прочитать и по ролям) Мы пришли к блокаднице, Вынули тетрадку: – Расскажите, бабушка, Все нам по порядку – Как вы голодали, Как вы замерзали, Как на вас фугасы По ночам бросали...
Придвигает бабушка В вазочке конфетки, Предлагает бабушка: – Угощайтесь, детки! Здесь берите пряники, А вот здесь – помадку... Я на белой скатерти Разложил тетрадку: – Кто лечил вас, бабушка, Если вы болели? Как же вы работали, Если вы не ели?..
Отвечает бабушка, Угощая чаем: – А пирог с капустою Мы не покупаем, Я сама пеку его – Кушайте, касатки!.. Я вожу рассеянно Ручкой по тетрадке: – Правда ли, что воду Из Невы носили? Сколько же народу Вы похоронили?..
Отвечает бабушка: – Что ж вы не едите? Может быть, оладушков Вы еще хотите? Ой, совсем забыла, – Ешьте шоколадку!.. Мне девчонки шепчут: – Закрывай тетрадку!..
Съели мы оладушки И пирог с капустой... – До свиданья, бабушка, Было очень вкусно! М. Яснов 2-й ведущий Еще одна страница темы "Детство и война" – сыны полка…
1-й ведущий Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции.
1-й ребенок-чтец Горнили к бою трубы полковые. Военный гром катился над страной. Вставали в строй мальчишки боевые На левый флаг, в солдатский строй.
2-й ребенок-чтец Великоваты были им шинели, Во всем полку сапог не подобрать, Но все равно в бою они умели Не отступать, а побеждать.
3-й ребенок-чтец Жила в сердцах их взрослая отвага, В двенадцать лет по-взрослому сильны, Они дошли с победой до рейхстага – Сыны полков своей страны.
2-й ведущий К мирной жизни подросшие сыны полка возвращались, пройдя нелегкими дорогами войны.
Ребенок-чтец (стихотворение можно разделить на четверостишия и предложить для чтения нескольким детям) В наш городок сибирский, дальний Полк на постой пришел с войны. В нем был особый взвод солдатский, Наш брат бедовый – пацаны.
То были стреляные волки – Сыны полка. Сойти с ума: Их знали Сталинград и Волга, Да и Германия сама.
Их записали в нашу школу. И вот мы ждали в первый раз: Придут отчаянные шкоды, Куда отчаяннее нас.
Пришли. За парты сели сзади, В зеленом с головы до пят, Как будто ряд окопов занял Замаскированный отряд.
И только празднично сверкали Под жестким светом строгих лиц Нам недоступные медали За взятье западных столиц.
В нас зависть жалкая кричала. И лишь спасало от тоски, Что парни двойки получали И по подсказке отвечали Негромким эхом у доски…
И все ж, когда у стен затертых, Средь коридорной полутьмы, Они стояли в гимнастерках – Тихи, подтянуты, прямы
И настораживали уши, Кося в окошечный провал, Как будто бы боясь прослушать Приказ негромкий иль сигнал, –
То знали мы: до школы шумной Они уже прошли одну, Где учат быть готовым к штурму, Не верить в эту тишину.
И мы их бережно толкали. На кучу падая малу, И только звякали медали Под нашим братом на полу.
И тут они – куда им деться – Кидались в гущу кутерьмы. Ребята возвращались в детство, К их славе приобщались мы. А. Румянцев
1-й ведущий За годы Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями.
2-й ведущий Тысячи мальчишек и девчонок военной поры трудились в тылу наравне со взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам.
1-й ведущий Имена не всех юных героев сохранила история, но о многих из них написаны стихи и сложены песни.
Ребенок-чтец Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках, Таскать им воду ведрами – не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют...
Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперед. А он гвоздит – не выглянуть из башен, – И кто его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, – столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: – Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал... Я подползал, они вон там, в саду... – Да где же, где?.. – А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждет. – Влезай сюда, дружище! – И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка – мины, пули свищут, И только рубашонка пузырем.
Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота Заходим в тыл и полный газ даем. И эту пушку, заодно с расчетом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шел большой пожар. И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! – И руку, как товарищу, пожал...
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить. А. Твардовский
2-й ведущий Вместе со взрослыми дети трудились для великой Победы. Как ликовали в день Победы детские сердца!!! Как ярко запомнился многим именно этот долгожданный день!
Ребенок-чтец Спать легли однажды дети – Окна все затемнены, А проснулись на рассвете – В окнах свет и нет войны!
Можно больше не прощаться, И на фронт не провожать, И налетов не бояться, И ночных тревог не ждать.
Люди празднуют Победу! Весть летит во все концы: С фронта едут, едут, едут Наши деды и отцы!
И смешались на платформах С шумной радостной толпой Сыновья в военных формах, И мужья в военных формах, И отцы в военных формах, Что с войны пришли домой.
Здравствуй, воин-победитель, Мой товарищ, друг и брат, Мой защитник, мой спаситель – Красной Армии солдат! С. Михалков
Хор исполняет песню "Венский вальс" (сл. Е. Долматовского, муз. А. Пахмутовой).
1-й ребенок чтец Чтоб снова на земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы!
2-й ребенок-чтец Я не напрасно беспокоюсь, – Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна…
автор Потаповская О. М. источник http://old.portal-slovo.ru
|